СПАСТИ КАМЕР-ЮНКЕРА ПУШКИНА



автор: Михаил Хейфец
краткая аннотация: История несостоявшегося подвига.
жанр:
количество персонажей: 6
состав персонажей:
Мужских: 3, женских: 3
Количество действующих лиц на усмотрение режиссера







О ПЬЕСЕ

Пьеса-победитель конкурса «Действующие лица»-2013
Пьеса-победитель «Конкурса конкурсов» 2013

Режиссер Иосиф Рейхельгауз о пьесе:
Меня к Пушкину вернул только что завершившийся драматургический конкурс «Действующие лица». Совершенно неожиданно среди сотен пьес, которые ежегодно к нам приходят, вдруг обнаружилась пьеса, на которой сошлись самые непримиримые оппоненты из состава жюри – «Спасти камер-юнкера Пушкина». Пьеса победила в Действующих лицах, а затем и в Конкурсе конкурсов. Невероятно, что некий Михаил Хейфец, извините, из Израиля, вдруг показал нам «наше все», развернув нас к тому, чего мы уже не замечаем. Он придумал простой и в своей простоте замечательный сюжет: живет простой русский человек, живет, как все сегодня - без какой-бы то ни было национальной идеи, как большинство того народа, о котором Пушкин сказал, что он безмолвствует. Пьеса начинается репликой: «Пушкина я возненавидел еще в детстве». Потому что воспитательница в детсаду поставила пятилетнего героя в угол и не позволила играть в единственный на весь сад игрушечный подъемный кран. В наказание за то, что не слушал стихи Пушкина. Потом ненависти к Пушкину добавили школьные учителя. И вдруг происходит нечто странное: каким-то образом Пушкин начинает нашему герою помогать. Не стану пересказывать сюжет. Грандиозная идея пьесы в том, что мы не начинаем свою жизнь с начала и не обрываем ее. Наша жизнь вписывается в нечто гораздо большее; и только ощутив это, мы улавливаем ее смыслы. Пушкин не имел понятия о нас, так же как мы не думаем о Пушкине. Но, тем не менее, и он, и каждый из нас в той или иной форме задавал вопросы: кто я, зачем я, откуда я, куда я?


ЦИТАТА

Более чем скудно обставленная комната современной квартиры.
В комнате появляется мужчина пятидесяти с лишним лет. Он одет в халат. На ходу вытирает ещё мокрую голову. Видно, что он только из ванны.
Подходит к шкафу, долго там копается и, наконец, достаёт различные детали статского костюма начала 19-го века: панталоны, жилет, рубашку, бекеш…
В течение всего дальнейшего действия в квартире, он будет не спеша чистить, гладить, где-то что-то подшивать, подправлять…
А в конце - полностью облачится в этот костюм.
Бой часов.
Час дня.

Пушкин велел подать себе всё чистое. Перед этим полностью вымылся и начал одеваться. А под конец сверху надел бекеш. Пора и мне. Сейчас такую и не найдёшь. Но эта – как настоящая. Хотя, конечно, и не новая. Вот, опять расползлась…

Берёт нитку, вставляет в иголку. Начинает зашивать.

Пушкина я возненавидел ещё в детстве. Можно сказать, как-то сразу не заладилось. Ещё с детского сада. Помню, сидим мы группой, воспиталка чего-то нам читает. Занудное такое, в стихах. Бу-бу-бу… бу-бу-бу…Не помню, что уж я там сделал. Но только вдруг слышу:
- Питунин! Тебе - что, не интересно?
Мне хоть и пять лет было, но уже понимал, что вопрос с подвохом. Сижу, молчу.
А воспиталка не унимается.

- Питунин! Ты - что, Пушкина не любишь?

Мне бы опять промолчать. А я возьми да и ляпни:
- Не люблю.
Пять лет. Дурак ещё был. Откуда я знал, что не любить Пушкина - нельзя.




РЕЦЕНЗИЯ

Пьеса израильского драматурга Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» на самом деле рассказывает не о ненависти, а о любви. Живет простой русский человек по фамилии Питунин. Живет, как подавляющее большинство народа, о котором Пушкин в одной своей пьесе сказал, что он безмолвствует: без особых идей, без национального самосознания, без возвышенных идеалов, без пафоса. Даже «наше все» он невзлюбил в детстве. Потому что, когда ему было пять лет, воспитательница в детсаду поставила его в угол и не позволила играть в единственный на весь сад игрушечный подъемный кран в наказание за то, что он не слушал стихи Пушкина. Потом ненависти к Пушкину добавили школьные учителя. И вдруг происходит нечто странное: Пушкин начинает нашему герою помогать. Чудесным образом жизнь нелепого и смешного «маленького человека» Питунина вписывается в биографию великого поэта и благодаря этому наполняется смыслом. Смыслом поистине героическим.


ССЫЛКА НА ТЕКСТ ПЬЕСЫ

скачать