УЧЕБНИК ДЕРЗОСТИ



автор: Юлия Тупикина
краткая аннотация: Главный герой – сорокалетний Гена Иванов – герой нашего времени: наивный человек, отважившийся быть искренним, чувствовать чужую боль и откликаться на неё, пусть даже эксцентрично на грани с безумием. Вокруг него люди, которые тоже кого-то спасают – от собак до больных раком детей – но только не друг друга. И сам Гена не может помочь своей жене, которая прячется от одиночества и боли потери неродившегося ребёнка во внебрачной связи. И еле успевает спасти от самоубийства свою дочь-подростка, которая страдает от неразделённой любви. Гене некогда наблюдать за близкими – он пытается помочь сиротам, коллегам по работе, директору детдома, нищим, а также неизвестным и незнакомым людям. Гена разрешил себе чувствовать, и это оказалось очень больно.
жанр: ДРАМА
количество персонажей: 8
состав персонажей:
Женские:5, мужские:3







О ПЬЕСЕ

Шорт-лист фестиваля "Любимовка-2014"

Анна Банасюкевич, театральный критик:
"В этой пьесе много раз, в словах почти каждого героя пьесы, встречается слово «спасение». Стремление спастись и желание быть спасителем – те два полюса, на которых строится эмоциональное напряжение текста. Автор исследует, как конфликт этих двух мотиваций управляет современным человеком. Спасти человечество иногда легче, чем спасти конкретного человека, подарить счастье проходящему мимо проще и эффектнее, чем разбираться в сложностях жизни близкого. В стремительности действий «прозревшего» главного героя чувствуется лихорадка ускоряющегося на наших глазах времени, а в его внутренних монологах – мучительный поиск связи прошлого с настоящим, попытка оправдать собственное существование". Вера Сердечная: «Для меня эта пьеса автора стала наиболее неожиданным опытом, выходящим за рамки знакомого. Драматург собрала воедино массу современных - образов мысли, и жизни, и фобий, и ожиданий - и воплотила их в персонажах, которые обращаются, так или иначе - вокруг главного героя, и его откровеннейших монологов. Он - наивный и знающий почти-мессия, "расстегнутый" человек, спорный и надеющийся герой нашего времени, отваживающийся быть искренним, и чувствовать остро, и быть собеседником, и пробовать давать счастье (…)Странная, зовущая, перевернутая пьеса. Ее необходимо читать - и ставить».


ЦИТАТА

ТАТЬЯНА. Сказка чудовищная. «Дрозд для фрау Мюллер». Порядочная дама учит дрозденка летать. Чудовищно. Ну это ладно, я не специалист. Но картинки!
ГЕНА. А что картинки? По-моему, отличные картинки! Это же Вольф Эльбрух!Обладатель международных премий по детской иллюстрации! Это же...
ТАТЬЯНА (перебивая). Я не знаю, что там за премии, и кому попало их дают. Но вот, что я точно могу сказать, нашим детям это не подходит.
ГЕНА. Но почему?
ТАТЬЯНА. Потому что наши дети видят мир чистыми голубыми глазами, они видят мир красивым и невинным. (доставая из другой стопки книгу) Вот, посмотрите, какая превосходная книга.
ГЕНА (рассматривая). По-моему, полное говно.
ТАТЬЯНА. Геннадий Львович! Я попрошу не употреблять таких слов при разговоре с кандидатом педагогических наук без пяти минут!
ГЕНА. Но это же говно. Радуга, ангелы белокурые с голубыми глазами, розы, Христос плывет на лодке, простирая длани.
ТАТЬЯНА. Это одна из книг, я просто показала вам образец того искусства, что подходит для наших детей. Наши дети...
ГЕНА (перебивая). Особые дети. Я понял. Послушайте, Татьяна.
ТАТЬЯНА. Ивановна.
ГЕНА. Ивановна. Я не говорю, что нужно сжечь этот треш с белокурыми ангелами и отрезать пальцы художнику. Пусть художник живѐт с пальцами, так и быть –всѐ равно ему потом гореть в аду –справедливость восторжествует.


РЕЦЕНЗИЯ

Татьяна Джурова( "Петербургский театральный журнал"):
"Юлия Тупикина считается проводником «женской темы» в современной драме. Однако в центре ее новой пьесы «Учебник дерзости» — герой-мужчина. Сергей Львович, мужчина средних лет, внезапно обретает ряд чудесных свойств и становится своего рода центром терапевтического «лучеиспускания» для окружающих женщин. Словно рентгеном высвечивает он болевые точки женщин — от миомы матки до невостребованности и чувства вины. И лечит. Причем терапия его носит иногда шоковый, травматичный для «больных» характер. К примеру, чтобы пробить броню жутковато-елейной директрисы детского дома, ему приходится раздеться догола прямо у нее в кабинете. Параллельно развиваются линии членов семьи Сергея Львовича — жены и дочери-старшеклассницы. Ближе к финалу Тупикина стягивает поначалу разрозненные, расходящиеся лучи пьесы, концентрируя внимание сначала на распадающейся семье Сергея Львовича, а в финале обнажая его собственную «болевую точку» — источник удивительных способностей и причину крушения эгоистической брони, в которую обычно спасительно закован житель мегаполиса. Одна из тем, обозначенных в пьесе, — тема телесной идентичности женщин от 16 до 60. Героини пьесы или слишком молоды, или слишком стары, чтобы жить со своим телом в мире и согласии, и вообще — чтобы любить себя, а значит и кого-то. Высвечивая типовые для того или иного возраста и, наверное, банальные проблемы, Тупикина оперирует очень чувственными образами (цвета, запахи, тактильные ощущения разной степени интенсивности), дает героям индивидуальные речевые характеристики, позволяющие реконструировать прототип: от тембра голоса и цвета глаз до веса. Этот авторский взгляд — внимательный, сочувственный, смешливый, но не насмешливый — словно говорит: «Мы все в одной лодке, товарищи».


ССЫЛКА НА ТЕКСТ ПЬЕСЫ

скачать