Я НЕ ВЕРНУСЬ



автор: Ярослава Пулинович
краткая аннотация: 25-летняя героиня, чтоб избежать опасности и начать новую жизнь, выдает себя за подростка-сироту, и примеряет чужую судьбу..
жанр: СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ДРАМА
количество персонажей: 10
состав персонажей:
главная героиня Аня, 25 лет, но выглядит как подросток; Кристина, подросток, выглядит на 13, Люциус, до 30; второстепенные персонажи – Верка, подросток; Старик; Бабушка; Ленин, парень лет 25; эпизодические персонажи – продавец, продавщица, 2 милиционера, женщина врач, мужчина врач, санитарка, учительница, водитель, 2 парня, школьники.







О ПЬЕСЕ

Все складывалось у Ани лучше некуда: золотая медаль, университет, первая любовь, ей двадцать пять, впереди американский университет. Все обрывается в один момент, и жизнь приходится переписывать заново – под именем девочки-подростка, с которым столкнула ее судьба. Строго говоря, это не пьеса, а киносценарий. Но современный театр не ставит жанровых ограничений для интересного материала, поэтому сценарий талантливого молодого драматурга первым делом оказался на сцене. «Я не вернусь» Ярославы Пулинович, как и ее пьесы – наилучший материал для молодежного театра, который желает говорить со своим зрителем о самой драматичной поре человеческой жизни – юности – на современном языке.
Пьеса-победитель Конкурса конкурсов-2010


ЦИТАТА

Бред Ани.
Аудитория. Аня и Люциус
ЛЮЦИУС. Аня, отвяжись от меня! Это твои проблемы! Ты если себя не уважаешь, меня хоть чуть-чуть уважай! Ты мне не нужна!
Старуха-санитарка запирает Аню в темную комнату.
САНИТАРКА. У Верки мать повесилась и диабет... А ты, поди, и горя-то не знала...
Кристина и Аня сидят в темной комнате.
КРИСТИНА. У меня вот здесь сидит орел (показывает на глаза), а вот здесь собака (показывает на сердце). Орел умный, а собака злая. Я глаза закрываю, и они вместо меня идут.
Двор за университетом. Аня и Ленин.
ЛЕНИН. Анна Сергеевна, не гоните волну, вы прекрасно знаете – что... Вам карьеры не жалко будет? Столько дисер писать, и так тупо прогореть...
Доктор в больнице.
ДОКТОР. Сестра... Убить тебя мало, сестра! Потащила ребенка черт знает куда...
И опять Кристина, лежащая на земле.
КРИСТИНА. Я чуть-чуть посплю и приеду... Владивосток, Зеленоградская сто пятьдесят... Бабушку Катерина Михайловна зовут...
Аня открывает глаза. В углу старуха, стоя на коленях, молится перед иконой.
В комнату входит пожилая женщина. Аня притворяется спящей.
Женщина подходит к Ане, кладет руку ей на лоб.
ЖЕНЩИНА. Выздоравливает потихоньку... Температура спала...
СТАРУХА (оборачивается). Не мешай, не видишь...
ЖЕНЩИНА. Ну, молись, молись, я не мешаю, все, ухожу...


РЕЦЕНЗИЯ

«Прошлое настигает, как некое «вечное возвращение» Ницше, которым философ обозначал, как ни парадоксально, высшие формы утверждения жизни, эту идею потом развили экзистенциалисты.
«Пусть все беспрерывно возвращается. Это есть высшая степень сближения между будущим и существующим миром, в этом вечном возвращении — высшая точка мышления!»
Так в кошмар своего несчастливого детства возвращается героиня, обстоятельства заставляют вернуться, как в дне сурка, и застрять в этом подростковом аду еще раз.
Таков финал сценария и он, безусловно, фатален, хотя в целом оптимистичен.
Трудно даже сказать, чего больше в этой пьесе, – надежды или безысходности.
Так или иначе, но взрослая женщина повторно проживает подростковый ад уже не так, как его проживают дети.
Кто из нас не думал: эх, вот тогда бы мне мою сегодняшнюю уверенность в себе, знания, опыт жизни, я бы не совершил те ошибки.
А ошибки она уже успела совершить, уже успела попасть в эмоциональную зависимость от женатого слабого мужчины.
Надо сказать, мужчинам роль там отведена незавидная. Экстремальная ситуация (подстава с наркотиками) проявила на фоне страха суть взаимоотношений Ани с ее взрослым преподавателем-любовником (в котором девушка возмещала нехватку отца) и с ее сверстником, который на поверку оказывается инфантильным подлецом и трусом.
Но только состояние страха и может открыть человеку бытие, жизнь как она есть, истинные отношения с другими людьми. Вчерашний друг оказывается предателем, сегодняшний враг и зверек (Кристина) превращается в сестру. И вот эта экзистенция только и может привести Аню к самостоятельному бытию и свободе. Вот почему этот страх она не отвергает, а сознательно берет на себя и переживает.
…О чем же сценарий? Да все о том же: о настоящем взрослении души, о пути к дому и обретении семьи, о которой мечтает любой человек, у которого ее никогда не было, и о спасении в любви. И о том, что в одну и ту же реку иногда приходится войти дважды, чтобы, наконец, стать свободным от своего несчастливого детства».

Марина Крапивина, драматург


ССЫЛКА НА ТЕКСТ ПЬЕСЫ

скачать