ЗЛАЯ ДЕВУШКА



автор: Павел Пряжко
краткая аннотация: Экспериментальная пьеса. Дима приводит в компанию друзей свою новую подругу Олю. У Оли на все есть свое мнение, что расслабленные, амбивалентные друзья считывают как агрессию: они называют Олю злой .
жанр: СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ДРАМА
количество персонажей: 4
состав персонажей:
Главные роли: 2 молодых мужчин и 2 молодые женщины. Эпизодические персонажи: школьник Коля и его бабушка, продавщица, молодежь на дискотеке, мама и маленькая дочка в бассейне и другие персонажи (почти или совершенно без реплик); мы узнаем их из ремарок, а поскольку ремарки в этой и других пьесах Павла Пряжко в постановках зачастую произносятся вслух, то эпизодические персонажи на сцене могут и не появляться.







О ПЬЕСЕ

Минский драматург Павел Пряжко – последователь авторов «новой драмы» второй половины XIX века, модернистов 1 половины XX века, постмодернистов 2 половины века, а так же современных авангардистов, оспаривающих в своих пьесах гуманистическую концепцию человека и связанную с ней классическую драматургическую форму.

Содержательно «Злая девушка» - коллективный портрет современного поколения, в котором неразличимы отдельные лица; по форме пьеса более походит на киносценарий, что дает возможность театральному режиссера экспериментировать со сценической формой, используя в ней элементы киноязыка.

Дмитрий Волкострелов, режиссер спектакля «Злая девушка» в ТЮЗ им. Брянцева, Санкт-Петербург:
«В тексте пьесы есть важная ремарка: "Три часа спустя. Та же ничем не примечательная улица. Дима выходит из маршрутки, вынимает фотоаппарат". То есть герой фотографирует ничем не примечательную улицу, видит ничем не примечательное, фиксирует и осмысляет это, даёт ничем не примечательной улице право голоса, ставит знак равенства между тем, что печатают на открытках для туристов, и этой улицей. И это сейчас представляется важным – фокус внимания человека перемещается на такие улицы. Мы все хотим "больших" событий, но нужно увидеть, что жизнь состоит не из них. И кажущийся событийный мусор, мозаика микрособытий, собранная в тексте Павла Пряжко, история в тексте – мусором не является, это и есть жизнь».

Призы:
Пьеса получила Гран-При на Конкурсе Конкурсов-2012 программы «Новая Пьеса» фестиваля «Золотая маска».
Любимовка-2011, победитель конкурса.


ЦИТАТА

(С сохранением авторской орфографии и пунктуации):
«Кухня. Денис стоит возле раковины и режет апельсины. Алена ковыряется в айфоне, напротив неё за столом сидит Оля. Она, как и любая другая злая девушка чувствует себя точно так же в новой компании.
Денис. (Алёне) Потом посмотри там ром с колой что-нибудь.
В этот момент, Оля случайно задевает рукой банку с пивом, пиво выливается на стол.
Денис. Нормально! Это нормально! (выходит из кухни)
Оля смотрит по сторонам, нервничает, хочет вытереть стол, Алена не обращает внимания, занята поиском рецепта, входит Денис с тряпкой.
Денис. Это абсолютно нормально! (вытирает стол)
Алена. Вот нашла!
В этот момент у Дениса звонит телефон.
Денис. (вытирая стол) Але?...а где ребята? …Хорошо. (выходит из кухни)
Монолог Оли в квартире Дениса и Алены.
Оля. Всё.. всё спасибо, освещение такое как мне нужно. Нижний свет. Немножко падает на клавиши, чтобы было видно, что печатать. И комната у меня подходящая. Я себя чувствую очень самостоятельной в своей комнате. Можно включить тихо музыку и настроится на творческий процесс. Ой что-то неудобно как-то.. в таком положении, когда компьютер у меня на стуле стоит, так затекает шея и начинает болеть спина. Нужно как-то поменять положение. Поставить компьютер на колени. В контакте мне никто не пишет. Я вообще не знаю, зачем этот контакт. У меня на странице только мои новости и все. И я сама все время смотрю свои фотографии, перечитываю сообщения, которые мне нравятся, как я их придумала. Вот зачем? Я думала там писать свои заметки, но кто их читать будет? У многих там по 300 друзей в онлайне. А я последнее время увлеклась коллекциями, вот собираю серию книг по искусству, мою любимую. Это очень толковая серия, она занимает у меня центральное место в моем книжном шкафу. Так вот я подумала, что хотя бы в контакте могу собрать самые любимые свои песни в разделе аудиозаписи. Так вот по-тихоньку помещаю туда. Ну вот тут же я думаю, а когда их будет там не знаю, тысяча и потом все больше и больше.. и что? Зачем? Потом что из этого делать еще более любимое, и из этого потом еще-еще более любимое.. получается какой-то регресс. Я когда захожу к кому-нибудь на страницу и вижу там 300 видеозаписей, 40 фотоальбомов, мне становится плохо как-то… какой-то перебор мне кажется. Это же сколько надо смотреть. И уже совсем не хочется смотреть вообще. А вот когда пару записей, пару альбомов и три песни – то так интересней. Все сказано о человеке и понятно, что он любит. У
меня черный блестящий ноутбук и есть в нем одна проблема. На нем очень видны следы от пальцев. Его все время приходится вытирать салфеткой. А вот есть такие фанатики, которые так любят свой компьютер, что работают в перчатках. Рассказывали мне про такого человека. Он совсем педант, совсем не любит пыли на компе. И особенно следов от пальцев…
(идёт к пианино, садится, начинает играть)
Алена одна на диване сидит и слушает.
Оля играет не очень хорошо, сказывается отсутствие репетиций.
Продолжая играть, Оля говорит Алене.
Оля. Ну и дальше пошла разработка…как то тут…каждый раз можно по разному исполнять…да что такое, порчу всё!...на самом деле я сейчас плохо играю. Я не добираю глубину ноты, в руках нет. Можно ж вот так сыграть, а можно так…чувствуете разницу? Наполненность другая звука. Очень мощная мелодия. Невероятно просто. Каждый звук можно извлечь по разному….богатый звук…очень можно по разному её наполнить. Удивительно. Класс. Надо с нею поработать. Аккордики. Надо чтобы звучали чётко. Надо тоньше всё. Чувствуете у меня сейчас лучше получается. Безумный, наполненный мир. Это как в гимнастике. Вот на это произведение Юля Лисай сказала Бах круче!
Алена не знает, кто такая Юля Лисай, но всё равно.
Алена. Она ошиблась?
Оля. А? Ошиблась.
Алена. Да.
Оля. Тебе…музыка эта она волшебная, она ж в «Сибирском цирюльнике» играла. Такое богатство эмоций просто страшно. Надо Марине Александровне сыграть, это её любимая вещь, как и моя. На нашем рояле просто безумно красиво.
Алена. А этот что расстроен сильно?
Оля. Что?
Алена. Расстроен сильно?
Оля. Рояль этот очень расстроен. Расстроен сильно страшно….ноты-ноты-ноты.
Алена подрывается с дивана, спешит к пианино, переворачивает страницу нотного альбома. Вторую страницу, третью, Оля кивает, страница верная. Алена обратно садится на диван.
Оля. Как же мне вставляет эта мелодия…теряю сразу темп. Либо учи наизусть, либо же играй по нотам…(играет другую мелодию, начинает петь)быть может нам не размыкать счастливых рук, быть может нам распрячь коней на веки вечные. Но стонет север плачет юг и лишь колёс прощальный стук и вновь судьба разбита вдруг о вёрсты встречные. Разлука ты извечный враг российских грёз….
Квартира.
Дима улыбаясь, сидит в кресле, напротив Алена и Денис на диване.
Денис и Алена переваривают свои впечатления от первой встречи с Олей.
Дима можно сказать весь сияет.
Денис. …ну. …она злая да.
Дима. (улыбаясь)Она реально злая.»


РЕЦЕНЗИЯ

Софья Козич, блог «Петербургского театрального журнала»:
http://ptj.spb.ru/blog/dar-godara/
«Отношения между персонажами едва намечены. Каждый сам по себе: наблюдает, ждет своей реплики. Все, что ни происходит в пьесе, не становится событием, потому ничего не изменяет, потому что на него у персонажей нет реакции.
И получается, что появление Оли в компании Димы, а затем ее исчезновение практически ничего не меняет в их микрокосме.
Единственное: она просит заполнить психологические тесты. Выясняется, что она — добрая, а все остальные — злые.
Ремарка — во вторник Дима привел новую девушку.
В финале — праздник, зажигают свечи, одни играют в скрабл, другие смотрят проецирующийся на стену фильм «Мужское и женское» Годара.
И задним числом понимаешь, что ремарки Пряжко выполняют примерно ту же функцию, что и камера у Годара, снимающая вовсе не действующих лиц, а пустые улицы, например, или стены, или просто толпу.
В этом фильме есть даже разговор о психологических тестах:
«Вопросы, часто не отражавшие коллективного сознания, предавали его и искажали.
Моему отсутствию объективности, пусть бессознательному, соответствовала неизбежная нехватка искренности людей, которых я опрашивал.
Так что, не зная того, я, возможно, их обманывал, а они обманывали меня. Почему? Потому что, очевидно, задающие вопросы люди быстро забывали свою настоящую задачу, коей является наблюдение поведения, и коварно вместо этого переходили к поиску оценочного суждения».
Пряжко как раз наблюдает поведение без оценочного суждения, поэтому он просто фиксирует внешние действия.
Композиция текста, приемы настолько напоминают фильмы «новой волны», что возникает горячее желание назвать «Злую девушку» фанфиком по Годару.»

Олег Зинцов, газета «Ведомости»:
«Как будто драматург и режиссер с комическим педантизмом выполняют пожелание, чтобы объектом новой драмы были наконец-то не маргиналы-наркоманы-гомосексуалисты, а обычный человек. Пожалуйста: перед нами обычные молодые люди, живущие обычной жизнью, — совершенно в том же смысле, в каком реклама использует формулу «обычный порошок». Еще немного, и будет Хармс: «Жил один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей. У него не было и волос, так что рыжим его называли условно».
На резонный вопрос о смысле и целях такого искусства можно ответить, что это пусть не новая, но безупречно честная стратегия. Вариация знаменитой формулы Беккета: «Выражать нечего, выражать нечем, выражать не из чего, нет желания выражать, равно и как обязательства выражать». Художник, обладающий наивностью и упорством, чтобы найти собственный путь до этой границы, найдет и способ ее преодолеть».


ССЫЛКА НА ТЕКСТ ПЬЕСЫ

скачать