ЖИЗНЬ УДАЛАСЬ



автор: Павел Пряжко
краткая аннотация: Школьница Лена любит Вадима, безбашенного учителя физкультуры, но после выпускного выходит за Алексея, его «положительного» брата. Уже на свадьбе она понимает, что жить не может без Вадима, но поздно. Кажется, никого из героев пьесы не ждет ни счастье, ни личностный рост, ни гармония – но в финале друзья соглашаются в том, что жизнь удалась.
жанр: ДРАМА
количество персонажей: 7
состав персонажей:
Главные роли: 2 молодых мужчин и 2 очень молодых женщины, а так же эпизодические персонажи: водитель, бабушка, мама.
Эпизодических персонажей может играть один артист.

В пьесе используется ненормативная лексика.







О ПЬЕСЕ

Экспериментальная пьеса драматурга Павла Пряжко имитирует классическую пьесу, чтобы показать, насколько не совпадает породившая ее концепция человека сегодняшней действительности. В классической пьесе индивидуумы сталкиваются, отстаивая свои интересы, разрываемые изнутри конфликтом долга и чувства. В пьесе Пряжко девушка любит одного молодого человека, но у нее есть соперница, и она выходит за другого, нелюбимого. Казалось бы, классический конфликт. Но разница в том, что у персонажей совершенно стертые характеры, у них автоматическая, вульгарная речь, и при всей схожести ситуации с теми драматическими ситуациями, с которыми мы встречаемся в классической пьесе, она не заставляет персонажей действовать – они не воспринимают ее как конфликтную и резюмируют в финале, звучащем как насмешка над классической драмой: «Жизнь удалась».

Призы:
специальная премия жюри драматического театра национальной театральной премии «Золотая Маска» (2010) — спектакль «Жизнь удалась», Театр.doc и Центр драматургии и режиссуры, Москва


ЦИТАТА

Лена застёгивает молнию на сумочке. В спортзал входит Алексей. Он, как и Вадим в спортивной форме, со свистком на груди, в руках у него сетка с мячами. Вадим, заметив его, сразу идёт за пустой бутылкой, стоящей у стены и, подхватив её, выходит из спортзала. Алексей на всё это оценивающе смотрит.
Анжела. А что у тебя уже закончился урок с третьим классом?
Не спуская глаз с Лены, которая борется с замком сумочки, не замечая, того, что он вошёл, Алексей произносит.
Алексей. Он ещё не начинался.
Алексей с мячами в руках идёт к Лене, останавливается возле неё. Она его не замечает, пытаясь застегнуть сумочку. Алексей чтобы привлечь к себе внимание, громко свистит в свой свисток, висящий на груди. Анжела улыбается. Лена обращает внимание на Алексея.
Лена. Привет.
Лена поздоровавшись, продолжает заниматься замком.
Алексей. На хуя ты напилась опять?
Лена. Что?
Алексей. На хуя ты напилась опять, я спрашиваю?
Лена не отвечает, застёгивает сумочку.
Анжела. Лёша она просто не ела. Мы немного выпили.
Алексей. Сколько?
Анжела. Ноль пять и полторачку пива на троих.
Лена. Отвезёшь меня домой?
Алексей. Что? У тебя язык заплетается Лена!
Лена. (стараясь произносит как можно внятней) Отвезёшь меня домой?!
Алексей. Пиздец.
Алексей кладёт на пол сетку с мячами.
Алексей. А что вы ещё Анжела делали?
Анжела. Ничего. Мы с Вадимом были дома, потом…
Алексей. Ясно. (к Лене) Почему ты не поднимала, когда я звонил?
Лена. Когда это?
Алексей. Блядь Лена, я тебе звонил через каждые пол часа!
Лена. Батарея села.
Алексей. Что?
Лена. У меня батарея села!
Анжела. Лёша не ругай её. Я тоже целый день не могла дозвониться до неё.
У неё серьёзно батарея села ну.
Алексей. Какие у тебя проблемы сейчас?
Лена. Проблемы.
Алексей. Какие у тебя проблемы, что? Что сейчас?
Лена. Кол по химии, по контрольной.
Алексей. Из-за этого надо напиваться?
Анжела. Лёша серьёзная, контрольная годовая вообще. Мне тоже кол поставили.
Алексей. Так что из-за этого надо напиваться?!
Лена. Я тебя люблю.
Алексей. Что?
Лена.(стараясь как можно внятней) Я тебя люблю!
Алексей. Да конечно! Если б ты меня любила ты б, не напивалась через день.
Анжела. Не ругай её серьёзно Лёша, просто не ела ничего сегодня вообще она.
Алексей. Чего ты не ела? Я ж тебе даю деньги.
Анжела. Она тебя любит серьёзно. Она с Вадимом все уши прожужжала и вообще про тебя только и говорит.
Алексей. Если б любила не напивалась бы через день в говно вообще.
Лена. Котик.
Алексей. Что котик?! Кол по химии пиздец конец света вообще?
Лена. Да.
Анжела. Годовая контрольная вообще Лёша такая жопа у нас с ней в этом году.
Лена. Отвези меня домой.
Алексей. Что?
Лена.(стараясь внятнее) Не бухти котик, мне хуёво и так.
Алексей. Хуёво тебе?
Лена. Да.
Алексей. Пить надо меньше! Тогда хуёво не будет.
Лена. На душе хуёво.
Алексей. Это у меня на душе хуёво. На тебя глядя.
Лена. Дай сигарету.
Алексей. Какую тебе сигарету блядь, ещё сигарету блядь.
Анжела улыбается. Ей смешно как Алексей нервничает.
Алексей. (к Анжеле) Что тебе смешно?
Лена вдруг тоже начинает улыбаться. Ей кажется, что надо улыбаться, потому что происходит что-то смешное.
Алексей. Лена ты такая пьяная вообще. Пиздец.
Алексей берёт Лену под руку.
Лена. Кол получила пиздец, прикинь.
Алексей. Пошли.
Входит Вадим. Он уже переоделся в повседневную одежду.
Вадим. Всё пошли, уходим. Закрывай спортзал.
Алексей. Какое закрывай! Вторая смена у тебя ещё три урока придурок!
Вадим. Блядь! Точно!
Алексей. Ты что домой собрался?
Вадим. Блядь, Леха, точно, пошёл переодеваться!
Алексей. Дебил! Нас обоих со школы попрут!
Вадим. Забей!
Вадим выходит из спортзала, чтобы опять переодеться в спортивный костюм и вести уроки.
Анжела.(улыбаясь) Ой этот мой Вадим.
Лена.(улыбаясь) Дебил. Домой собрался?
Алексей. Пошли ты!
Алексей выводит Лену. Анжела закуривает. Входит Вадим, он ещё не успел переодеться.
Анжела. Вадим!
Вадим. Ушёл брат?
Анжела. Ушёл. Вадим блядь если он узнает, что ты спишь с нами обоими.
Вадим обнимает Анжелу.
Вадим. Что будет?
Анжела. Не знаю.
Звенит звонок.


РЕЦЕНЗИЯ

Журнал “Афиша”:
“Ну чем не история из тех, которые можно играть хоть в ТЮЗе. Главная героиня и ее подружка — старшеклассницы, братья-соперники преподают физкультуру в их школе, а свадьбу играют сразу после выпускного. Но дополнительные вводные таковы: девочки не только старшеклассницы — они еще и второгодницы, после уроков они надираются с физруком в спортзале, в выходные спят с ним по очереди на глазах друг у друга. Жених на собственной свадьбе напивается так, что роняет в унитаз подаренные мамой деньги, и расстроенная новобрачная, задрав фату, отдается его брату в двух шагах от жениха. А тот не только не мстит, но даже и не догадывается об измене. Чтобы догадаться, нужно как минимум заподозрить, а рефлексии у героев — ноль. Они по преимуществу чувствуют, хотя гамма чувств у них не богаче лексикона. Лексикон — это особая песня. Говорят герои почти одним матом. И в этом нет ни грамма эпатажа: однообразный и бессмысленный мат здесь играет ту же функцию, что и светские беседы в «Лысой певице» — это оформленная в словах глухота и немота. Многие современные пьесы описывают жизнь вот таких маленьких человечков без свойств, без руля и ветрил. Реже они становятся средством изобразительности. У Пряжко именно этот случай: он конструирует образ мира, где больше не действуют ритуалы отцов и наследство (читай, наследие) спущено в унитаз. К этому миру неприменимы старые театральные технологии, где конфликт строился на столкновении интересов и характеров — конфликтов тут нет по определению. Где у какого-нибудь Шиллера из соперничества двух братьев за возлюбленную вырастала гражданская война — герои Пряжко даже ухом не поведут; там в финале лежали горы трупов — тут констатируют, что «жизнь удалась»; там произносились пылкие речи — тут молча трахаются. Коммуникативная функция ушла из речи и закрепилась за половым актом. И в этом смысле новым героям не откажешь в общительности — общаются они очень плотно. Во всем этом нет голой социальной критики или призыва милости к падшим, в русле русской литературы и «новой драмы». И это не формалистический опыт в чистом виде. Точнее сказать, это преднамеренная антипьеса. Антипьеса как образ действительности”.


ССЫЛКА НА ТЕКСТ ПЬЕСЫ

скачать