ХАНАНА



автор: Герман Греков
краткая аннотация: Сегодня много говорится о вырождении института брака. В пьесе Германа Грекова показано вырождение конкретной сельской семьи. На первый взгляд, это физиологический очерк, но если приглядеться – философская вещь.
жанр: ДРАМА
количество персонажей: 7
состав персонажей:
главная героиня, деревенская женщина лет 50; ее сын, лет 30; ее сожитель, лет 65; ее муж, лет 60; второстепенные персонажи – старший сын героини, лет 35; ее соседка, лет 50; ее подруга, лет 50.







О ПЬЕСЕ

«Греков своей пьесой продолжает череду историй о пасынках жизни, которые можно встретить в творчестве Горького или Достоевского. Алкоголизм, нищета и кровосмешение, эмоциональное и физическое насилие, о которых идет речь в спектакле, сегодня, к сожалению, стали суровой каждодневной реальностью. Но в гуще этого натурализма истории о людях, вынужденных существовать на грани вырождения, нам было важно показать и эмоциональную теплоту, добросердечие, сострадание и человечную сторону образов.
Потому бытовые ситуации в спектакле были поставлены не только в трагическом, но и в трагикомическом ключе, чтобы финал постановки остался «открытым», дал надежду и обещание духовного возрождения.»
Мартиньш Вилкарсис, режиссер спектакля в г. Лиепая(Латвия)

«Год, который начинается с осени. Год жизни семьи Ханана, влекущей обыденное и привычное существование. На первый взгляд – всего лишь бытовая история семьи из глухой деревушки. Но здесь в мозаичной картинке собраны бесконечная любовь и обволакивающая жестокость, яростное безумие и затаенная хитрость…И словно искупающие грехи каждого из нас испытания, которые приводят к покаянию…»

Портал «Мегатюмень» о спектакле Антона Милочкина в Тюменском театре драмы:

«Как выживать в условиях, абсолютно непригодных для жизни, – это главный вопрос, которым задаются авторы спектакля «Ханана».
С этой постановкой Лиепайский театр из Латвии был приглашён в Москву на фестиваль «Золотая маска», в программу «Новая пьеса».
Пьеса самарского драматурга Германа Грекова действительно новая, современная.
И, несмотря на вполне реальные подробности жизни одного абсолютно несчастливого семейства, автор выводит эту историю за узкие бытовые рамки.
Бывший актер, Греков набил руку на современной драматургии. Восемь пьес написал и сам одну поставил в Саратовском драматическом.
Героев Хананы даже придумывать не пришлось, многих знает лично.
«Сам я из деревни, там через дом такие семьи живут», - уверяет автор пьесы Герман Греков.
Это сейчас директор труппы Хербертс Лаукштейнс считает «Ханану» ведущим спектаклем. А когда впервые прочитал пьесу, испугался. На такое зритель не пойдет – жизнь тяжелая штука, а здесь еще и на сцене - такое депрессивное действо. Потом долго убеждал художественный совет – рискнули, поставили и не прогадали.
Здесь все на смысловых нюансах. Ханаана - это и забытая богом деревня, и несчастная семья. Беспросветная жизнь, когда некуда бежать, когда любить невмоготу. Где много униженных и оскорбленных. Артисты говорят - где попросту хана.
В этом быту, таком понятном и узнаваемом, проходит жизнь. Угасает рано постаревшая мать, сын-интеллектуал спивается, а потом уходит в религию. С человеком происходят необратимые процессы».
Телеканал «Культура», программа «Новости культуры» о постановке в Лиепайском театре драмы

Пьеса Германа поставлена в Тюмени и латышской Лиепае.
Пьеса была показана на фестивале Любимовка-2008, стала лауреатом Всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица-2008».
Пьеса выиграла грант Министерства культуры РФ на конкурсе по поддержке современной драматургии.


ЦИТАТА

Сасик разливает коньяк. Выпивают, не чокаясь.
НАТАША. Ох… Давно не пила. Еще и пить начну, со страху-то…
САСИК. Да чего ты боишься?
Пауза.
НАТАША. Да зачем это всё нам, а?
САСИК. Что, «зачем»?
НАТАША. Ну, жили себе, худо- бедно, но жили. А тут вот это всё. За что это нам, а? Вот ты Библию читаешь, там что-нибудь есть про это?
САСИК. Там в самом начале брат убивает брата.
НАТАША. За что?
САСИК. Ну, Бог принял от одного жертву, а от другого - нет. Тот осерчал и брата пришил. Камнем, по-моему, по голове.
НАТАША. А что, Бог не мог принять от обоих?
САСИК. Не мог. Он там постоянно всех испытывает. Один раз даже задумал потопить весь род людской. Да потом передумал.
НАТАША. Да за что он так, на людей-то?
САСИК. Да не слушают они его. Все норовят по-своему сделать.
НАТАША. А он что, еще и говорит, что делать?
САСИК. Ну, да.
НАТАША. Кому?
САСИК. Да всем.
НАТАША. И мне тоже?
САСИК. Ну, да. И тебе.
НАТАША. Что-то я не слышала никогда.
САСИК. Не слышала, потому что не прислушивалась.
НАТАША. К кому?
САСИК. Да к себе! Вот закрой глаза и послушай. Он там, глубоко сидит, к нему прислушаться нужно.
НАТАША. Да иди ты!
САСИК. Нет, послушай! Ну, закрой глаза, закрой!
НАТАША. Ну, закрыла.\
САСИК. А теперь – слушай.
НАТАША. Что?
САСИК. Ничего. Просто сиди и слушай.
НАТАША. Ничего не слышу.
САСИК. А ты слушай, слушай…
Пауза.
САСИК. Ну, слышишь? Глубоко-глубоко?
Пауза.
САСИК. Слышишь, да?
Пауза.
Наташа сидит с закрытыми глазами. Через некоторое время на её лице появляется блаженная улыбка.
НАТАША. Слышу… Только это… Молчит Он… Но так хорошо молчит…
Наташа сидит с закрытыми глазами. Сасик, глядит на Наташу и тоже блаженно улыбается.
Раздается резкий стук в дверь. Наташа вздрагивает.


РЕЦЕНЗИЯ

Деревня в богом забытом захолустье.
Немолодая уже Наташа тащит на себе дом в одиночку: ни великовозрастный сын, ни муж не работают; у первого припадки, второй онемел, будто увидел что-то ужасное.
Наташа приводит в дом пожилого мужчину, помощника по хозяйству и заодно любовника.
Зиму семья перезимовали.
Но вырождение – не зима, его работящей Наташе не перебороть.
Мерзость запустения все глубже проникает в жизнь неплохих, в сущности, людей.
Однажды в доме объявляется Наташин старший сын – он освободился из тюрьмы.
Но воссоединение семьи оказывается мнимым. Между братьями вспыхивает вражда. Брат убивает брата. Умирает ослепший Наташин сожитель. Исчезает, словно предчувствует беду, отец.
Наташа с сыном накрывают стол к своей последней трапезе. Они ждут возмездия без страха, напротив – радостно, пытаясь расслышать голос бога.


ССЫЛКА НА ТЕКСТ ПЬЕСЫ

скачать