ФРОНТОВИЧКА



автор: Анна Батурина
краткая аннотация: Сержант Мария Петровна Небылица возвращается с фронта и пытается вписаться в мирную послевоенную жизнь.
жанр: ДРАМА
количество персонажей: 18
состав персонажей:
(9 жен.,9 муж.) Мария Петровна Небылица – 24 года, Матвей Кравчук – 25 лет, Нина Васильевна Кравчук – 50 лет Александра Панарина – 19 лет Марк Анатольевич – 46 лет Галина Сергеевна Календарева – 37 лет, Зоя – 16 лет, Алеша Груздев – 16 лет, Командир – 40 лет Мотоциклист Илья – 30 лет Игорёк Светик, Танюха, Ленка, ученица , Старуха с больными ногами Солдаты Жители барака Сутулый - 18 лет, Прыщавый - 18 лет,







О ПЬЕСЕ


Награды:
Первый приз в номинации «Пьеса для большой сцены» на конкурсе «Евразия-2009»,
Литературная премия «Дебют-2009».
Постановки: "Коляда-театр", г.Екатеринбург, 2010 г.
Рыбинский драматический театр, 2011 г.

1946 год. Война позади. Сержант Мария Петровна Небылица прямо из госпиталя едет в далекий уральский городок к матери своего фронтового жениха. За спиной у хрупкой девушки война, тиф и потеря желанного ребенка. Мечтая начать новую жизнь, Небылица устраивается преподавателем хореографии во Дворец культуры и ждет любимого. И однажды он возвращается, но не один... Надежды девушки на счастливую жизнь рушатся в одно мгновение... В этой пьесе нет патриотического пафоса и громких слов. Уникальность "Фронтовички" именно в том, что эта жесткая история написана совсем молодым современным драматургом. Анна Батурина попыталась представить - как это могло быть? И в центре этой истории не героические подвиги и победы народа, а отдельно взятая судьба молодой девушки, несущей в памяти ад войны, и мечтающей устроить свою жизнь в мирное время.


ЦИТАТА

Переполненный вагон. Едут штатские и демобилизованные, молодые и старые: все забито людьми, чемоданами, тюками, мешками, узлами, платками, портянками, шинелями, фуфайками.
Мария Петровна лущит яйца с другими бабами. На ней гимнастерка, сапоги, волосы коротко острижены.
Ее спутницы: Светик и Танюха – молодые, но по-мужицки сложены, веселые, но с глубокими морщинами на лбу. Одеты в рабочие куртки, ситцевые блузки и брезентовые штаны.
На боковом сиденье старуха в ватнике разматывает и заматывает больные ноги грязными тряпками.
Мария Петровна изо всех сил всматривается в сумерки за окном.
Мария Петровна. Прощай-прощай, вонючий край! Надоело нам тут?
Светик. Не то слово – надоело… Завербовалась на свою голову…
Танюха. Чё надоело? Везде все одинаково…
Светик. Ехал бы наш паровоз к самому океану…
(Громко колотят вразнобой яйцами)
Мария Петровна. До Владика довезет, а там хоть пешком готова! О, ходу прибавил. Щас у меня крылья вырастут!
Танюха. Там на попутках.
Светик. На рыбоконсервном рыбой отъедимся, а то чё эта стройка.
Танюха. Ой, девки! На путях работала – шпалы таскала, на стройке работала, кирпичи, бревна таскала!.. Ну не до старости же?
Мария Петровна. Какая старость, девочки! Дойдем до океана – отмоемся, найдем себе рыбаков, нарожаем…
Танюха. Этого счастья не надо. У меня уже есть один спиногрыз в Иркутске.
Мария Петровна. Да я тоже вряд ли, с кишками перерезанными… но помечтать-то можно… Будем консервы закручивать, еще и в клуб на танцы время останется. Интересно, как там бабы танцуют…
Танюха. Чё выдумывать. Как везде танцуют…
Мария Петровна. Давай, Танюха, поспорим.
Танюха. На чё спорим?
Старуха с бокового сиденья. Ой, да замолчите вы! Прорвы!
Светик. Спи, мамаша.
Мария Петровна. Время не ваше! На бутылку спорим.
Танюха. Красного или белого?
Мария Петровна. Белого. Я говорю, вот так вот!.. (показывает) Там бабы не танцуют. А вот так!.. (размахивает руками, кружится, прыгает, изображает птицу, взвизгивает) Так большинство! Влияние коренных малых народностей надо учитывать, Танюха!
(На третьей полке просыпается небритый мужик в военной шинели, он повисает над столиком, размахивает замызганной пачкой денег)
- Девушки! А разрешите вас пригласить в вагон-ресторан? Вино? Водка? Чем вас угостить?
Мария Петровна. Мы сами угостим чем хочешь!
Светик. Чё, водкой закадрить решил?
Танюха. У нас своих полмешка денег.
Военный. Да просто поговорить захотел. Вы звонкие – на весь вагон слышно…
Старуха с бокового сиденья. Будут особенно звенеть, когда из вагона вылетят!
(Бабы заливаются смехом)
Мария Петровна. (протягивает военному очищенное яйцо) На, закуси яичко, лейтенант!
Военный. Небылица! Не узнаешь? Целуется, потом в лицо не узнает!
Мария Петровна. О! Черт синеглазый! Откуда ты здесь, Илюха?
Илья. Синеглазый еще?
Мария Петровна. Слегонца!
Илья. Сильно постарел?
Мария Петровна. Выглядишь на свой сороковник!
Илья. Обижаешь, нет мне еще сороковника!
Мария Петровна. Это Светик, Танюха…
Илья. Илюха! (Марии Петровне) Чё, волосы так и не отросли?
Мария Петровна. Отрасли, да на субботнике обгорели! А ты чё? Мотоцикл сломался?
Илья. Продался. На татарской ярмарке! Смотри-ка! В гимнастерке гоняешь!
Мария Петровна. А ты, гляжу, и медали нацепил!
Илья. Матвей твой где? Мария Петровна. Матвей в Казахстане на рудниках. Илья. Опа. Как вышло? Мария Петровна. (Заголяет живот. Илья проводит пальцем по красному рубцу от ножа.) Илья. А нож-то кривой, что ли, был? Мария Петровна. Сто лет не точенный. И рука у Матвея тряслась. Илья. Почему тряслась? Мария Петровна. Да я взбрехнула, что у меня сифилис, он и перенервничал. Пырнул ножом для масла. Только я живучая. Светик. Пропадать не в наших интересах! Мария Петровна. Точно,Светик! (Илье) Чё улыбаешься? Илья. Вспоминаю, как ты к нему торопилась. Моё будущее, моё будущее, Матенька, Матвей!.. Чё торопилась? Всё там осталось. Помнишь клеверовое поле? А щас ты куда опять? Мария Петровна. Мы едем океан смотреть. Илья. Значит, совсем тебе делать нечего. Поехали со мной на золотой прииск завербуемся. Мария Петровна. Иди ты. Танюха. Видели мы твои золотые прииски. Илья. Вы бабенки бывалые, как я погляжу! (бабы смеются) Илья. Всё, давай, Небылица, поцелуемся. Мне сходить на станции. Мария Петровна. Опять? Илья. Ну что ты! Раз в пятилетку, и то выпрашивать приходится! Танюха. Всех баб не перепробуешь, но стремиться к этому надо. Илья. Последний раз видимся. Щас выйду – и привет! Мария Петровна. Светик, подержи стакан. (целует его) Ну как? Илья. Так и не доучилась… Светик. На рыбаках натренируется! Мария Петровна. (смотрит в окно) Твоя станция-то? Илья. Не, моя утром будет. Я заранее попрощался.


РЕЦЕНЗИЯ


Кристина Матвиенко:

"Военно-полевой роман молодого драматурга Анны Батуриной, получивший, к слову сказать, в 2009 году престижную премию для начинающих авторов «Дебют». Героиня – красавица с балетной выправкой, застрявшая в тылу из-за тифа, герой ее романа – простой солдатик, который пообещал вернуться. Спустя годы они действительно встретятся, но вот только солдат приедет домой с молодой беременной невестой. Фронтовичка попробует забыться в работе в местном Доме культуры, а семейная жизнь ее «бывшего» так и не заладится. В один роковой вечер он окажется у героини в скромной барачной комнате, а наутро, поверив россказням фронтовички о заразной болезни, пырнет ее ножом… В финале, чудом избежав смерти, фронтовичка едет в товарняке на Дальний Восток – и не за счастьем, а просто на край земли."

Николай Коляда:

" Пьеса совсем юной, 24-летней Ани Батуриной написана по семейным преданиям, написана она каким-то совсем другим «голосом», словно прочувствована новым поколением, для которого та далекая война знакома только по фильмам и по рассказам бабушек и дедушек. И это для меня в пьесе «Фронтовичка» особенно ценно. Потому-то я не редактировал пьесу, не исправлял в ней ни строчки."

Анна Батурина:

"А вообще, писала о живых людях, почти таких же, как мы, «раздолбаев», со своими ошибками, чувством юмора, отсутствием опыта и прочими особенностями. Сухие исторические летописи не передают нам человеческого обаяния, но люди — не ордена в музейной пыли. Мне хотелось «замахнуть по зыбочке» со своим двадцатилетним дедом, знать, какова моя бабка в постели и другие подробности. И вообще, хотелось запечатлеть всех живыми, говорящими, а не как на фотографиях. Не только, конечно, для памяти, но и для того, чтобы себя в чем-то упрекнуть, заметить, чем то поколение «лучше» нашего. Что в них было такое, о чем мы забыли, чему перестали придавать значение. Возможность упрекнуть, но только без всяких моралей там… А война — это и сейчас актуально. Вот меня замуж не берут, наверное, всех чеченская поубивала, или повальная дегустация пива — а это ведь тоже война, и с ней надо что-то делать..."


ССЫЛКА НА ТЕКСТ ПЬЕСЫ

скачать