СЕВЕР



автор: Вячеслав Дурненков
краткая аннотация: Молодая женщина, пережив потрясение, медленно погружается в безумие. Перед любящим ее мужчиной выбор – вернуть ее к действительности, или остаться вместе с ней в ее параллельном мире.
жанр:
количество персонажей: 11
состав персонажей:
2 главные роли (мужчина и женщина) и 2 роли второго плана (мужчины) – ровесники, 30 лет; эпизодические персонажи (5 мужчин от 25 до 50 лет), 2 персонажа, не участвующих в действии, но имеющих по монологу (женщины 18 и 50 лет).







О ПЬЕСЕ

Настя – поэтесса, чудачка и южанка, живет с мужем на севере и с трудом переносит суровую действительность. Во время переписи населения она знакомится с командировочным Костей и между ними завязываются отношения. Муж Насти работает в охранном агентстве. Сперва он теряет надежду на повышение по службе, потом в нем рождается подозрение в Настиной неверности. Застав Настю с Костей, он приходит в ярость. Сперва он покушается на убийство Кости, а после расстреливает людей в супермаркете – а Настя после пережитого частично теряет память. Выкарабкавшийся с того света Костя остается с ней. Он пытается вернуть ее к реальности и привозит на юг – в ее родной дом, где она росла с братом-близнецом Олегом. Но ни встреча с Олегом, ни родные стены не в силах вернуть Насте память. Перед Костей стоит выбор – отправить ее в больницу, или разделить с ней ее безумие.


ЦИТАТА



ОЛЕГ. Я так понимаю, в эти дни должно решиться с больницей?

АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ. Может быть. Решать все равно будет Костя. Я так если честно… Олег внимательно смотрит на него.

ОЛЕГ. Надежды не видите?

АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (уклончиво) Я разных людей наблюдал, этот случай далеко не легкий…

ОЛЕГ. Ну пока все вроде нормально.

АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ. Сплюньте Олег… Настя подходит к столу, тянется к тарелке с хлебом. Внезапно замирает.

НАСТЯ (громко) Смотрите! Она шевелится!

КОСТЯ. Кто?

НАСТЯ. Оса! Смотрите она ползет… Крылья подсохли и ползет….

КОСТЯ. Вот здорово! Ну, что начнем так сказать?

АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ. Я извиняюсь. Мне бы руки помыть…

ВАЛЕРА. Это только в доме, там все есть. Если что в сад без нас не ходите – там собака, она вас не знает…

АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ. Собака? Я люблю собак…

ВАЛЕРА. У этой свои понятия, с ней знакомиться надо…

КОСТЯ. Так ладно, мужики пойдем притащим все разом. Олег, а чего свет такой тусклый?

ОЛЕГ. Сейчас исправим… Костя кивает, Алексей Петрович идет в дом следом за ним, Олегом и Димой. Настя наблюдает за осой. Павел сидит рядом. Олег подходит к пульту. Шевелит проводами, лампочки то загораются ярче, то гаснут.

ОЛЕГ. Вот зараза, надо было две переноски взять… Настя не отрывается от осы.

НАСТЯ. Смотрите. Как она старается выжить… Ползет, старается… По-моему, у нее оторвано крыло… Настя хочет коснуться осы, протягивает руку.

ПАВЕЛ. Осторожно. Сейчас этой дряни столько в садах… Павел сильным щелчком отправляет осу за пределы стола. Настя замирает. Олег тихо чертыхаясь, возится с проводами.

ОЛЕГ. Влажно. Вчера дождь был. Земля зараза влажная. А здесь так особенно… Павел встает, подходит к Олегу.

ПАВЕЛ. Может помочь чем? Я так немного шарю в этом…

ОЛЕГ. Да я в сам… Внезапно раздается резкий хлопок петарды. Затем другой. Они похожи на выстрелы. Настя встает из-за стола, обхватывает себя руками, озирается вокруг.

ПАВЕЛ (с неприязнью) Цыгане новоселье празднует… Тут же небо разрывает целая гроздь салютов. Всполохи. Зеленое зарево. Треск и разрывы. Настя быстро берет со стола пустую бутылку от вина и неожиданно сильно бьет Павла по затылку, тот пытается повернуться к ней, она бьет второй раз, оглушенный Павел валится на Олега, который роняет пульт на землю, провода выпадают, все лампочки гаснут разом.

ОЛЕГ. Настя, ты что? Настя пятится в темноту. Пауза перед салютами.

НАСТЯ (тихо, с укоризной ) Я же просила…


РЕЦЕНЗИЯ

Вячеслав Дурненков:
«В свое время меня потрясло дело Евсюкова. Особенно зацепили фразы свидетелей и пострадавших о том, что они не ожидали, что подобное может произойти в супермаркете. Это очень характеризует современного человека. Вседозволенность, всеобщая агрессия и как следствие всего этого безумие, плотность которого ощущается уже просто физически, — вот три основные темы этой пьесы”.

Никита Рак, постановщик пьесы «Север» в Магнитогорском драматическом театре им. А.С.Пушкина (2012):
«Пьеса строится на двух драматургических стилях. Первая, северная часть – кинематографическая: короткие сцены, различные места действия, динамичный монтаж. Вторая – театральная: одно место действия, длинные многофигурные сцены, развернутые диалоги, полифония. Что важно: многие современные пьесы эффектно звучат в читке, но теряют при постановке, а «Север» - наоборот. Читка неспособна раскрыть эту пьесу, она требует кропотливой работы - создания атмосферы, построения зон умолчания, - в ней многое происходит за текстом. В конце концов, в ней есть «нереальные» сцены (в тексте они выделены курсивом) - режиссер должен придумать для них ход. Если попытаться коротко пересказать эту сложную пьесу – она как бы о жене Евсюкова; воображаемой жене реального майора Евсюкова, расстрелявшего людей в супермаркете. Девушка сходит с ума. Ее потрясло чудовищное событие, она косвенно в нем виновата, и чувство вины блокирует ее память. Пьеса мрачная, но в ней есть большая надежда. В конечном счете она о любви. Но не о той любви, которая радует, делает нашу жизнь лучше, и мы ждем ее и планируем в своем жизненном расписании. Любовь, когда она приходит, может категорически не встраиваться в нашу жизнь. Более того – она может нашу жизнь разрушить. Такова любовь главного героя Кости. Он делает попытку встроить Настю в свою действительность – и терпит поражение. И тогда он оставляет свою жизнь ради жизни в ее реальности. Один журналист после нашего спектакля сказал, что эта пьеса о безумной нежности».

Елена Строгалева, блог «Петербургского театрального журнала»:
«Пьеса «Север» Вячеслава Дурненкова — текст кризисный, сложный, неровный. Кажется, что драматург пытается вырваться за пределы своего привычного нарратива. Первая часть «Севера» — попытка прописать историю «Евсюкова» в панораме небольшого, депрессивного северного города — для биографии автора, родившегося на Севере — тема, безусловно важная и личная. Но вторая часть — исследование посттравматического эффекта героини, которая, по сути, явилась заложником этого города, ее безумие, ее путешествие по прошлому, невозможность выйти из ада сумасшествия, искореженные и перепутанные судьбы мужчин, окружающих ее — эта тема тоски и отчуждения от жизни оказывается не менее значительной, чем первая часть пьесы и во многом новая для автора”.


ССЫЛКА НА ТЕКСТ ПЬЕСЫ

скачать